Новосибирской области на сегодняшний день зарегистрировано более 3 тыс случаев наползания и укуса клеща. Из них более 1 тыс случаев приходится на детей. Об этом сообщила главный инфекционист Новосибирской области Лариса Позднякова на пресс-конференции ТАСС.
— Сегодня на диагностике находится около 60 человек с диагнозом «клещевой энцефалит», подтверждены пока 4 случая, двое пациентов попали в реанимацию с тяжелыми формами заболевания. Первые пациенты начали поступать, как всегда, с Алтайского края, у них был обнаружен клещевой риккетсиоз (клещевой сыпной тиф — ред.). Все пациенты, которые сейчас находятся в тяжелом состоянии, не были вакцинированы. Клещевой энцефалит — это управляемая инфекция, и вакцинация способна дать 100 % защиту, — напомнила о свойствах заболевания специалист.
Также Позднякова объявила, что на сегодняшний день в Новосибирской области нет дефицита ни вакцины, ни иммуноглобулина.
— В допраздничные дни была получена вся заявка, все лечебные учреждения обеспечены противоклещевой вакциной и противоклещевым иммуноглобулином. У нас были небольшие проблемы в конце апреля, потому что отторговывались препаратами, и где-то был переизбыток вакцины, а где-то — дефицит. Пришлось распределять вакцину в оперативном ручном режиме. В этом году из бюджета Новосибирской области было выделено 143 млн рублей на вакцинацию населения, затраты выросли почти в два раза, по сравнению с 2015 годом, когда область потратила 65,8 млн рублей на препараты, — объяснила ситуацию врач-инфекционист.
По данным Министерства здравоохранения, на территории Новосибирской области более 40 % жителей уже проходили вакцинацию от клещевого энцефалита. По словам Поздняковой, в регионе запланирован рост этого показателя на 10 % ежегодно.
Ярослав Фролов, заместитель министра здравоохранения Новосибирской области, напомнил, что вакцинация проводится ежегодно, хотя большую часть препаратов область получает осенью.
— Исторически так сложилось, что вакцинация проводилась в сентябре, октябре и ноябре, когда пик активности клеща спадал, поэтому многие годы основной завоз вакцины приходился на эти месяцы. Сейчас на территории Новосибирской области вакцины достаточно, чтобы поставить прививки всем желающим. Вакцины хватит и тем, кто заканчивает схему вакцинации, и тем, кто продолжает прививаться через 4-5 лет, все эти пациенты стоят у нас на учете. Но все обратившиеся должны четко понимать, что, начиная сейчас процесс вакцинации, они не получат гарантии, что будут иммунны к клещевому энцефалиту, пока не закончат трехступенчатую схему прививок, — подчеркнул чиновник.
В конце пресс-конференции Лариса Позднякова еще раз описала норматив проведения трехступенчатой вакцинации. По ее словам, «за полчаса до весны» вакцинироваться не получится. В первый год проведения процедуры пациент должен получить две прививки с интервалом в две недели. На второй год вакцинирования пациент ставит еще одну прививку, и только тогда может рассчитывать на иммунитет и идти в лес. После окончания трехступенчатой вакцинации иммунитет сохраняется ближайшие 4-5 лет, после чего необходимо повторить вакцинацию однократно.
— Единственное и обязательное условие: после введения вакцины в течение двух недель выходить в лес категорически запрещается. Это опасно, вакцина еще не способствовала формированию антител у человека. После того, как вам поставили прививку, через две недели вы можете сдать анализы и посмотреть, насколько у вас сформировался иммунитет. При неполной вакцинации есть большая вероятность, что у вас недостаточна «напряженность иммунитета», так что не стоит рисковать и посещать места, где могут обитать клещи, — добавила Позднякова.
Противоклещевой иммуноглобулин не используется как вакцина, а считается экстренной мерой профилактики, которую применяют после наползания или укуса клеща в течение первых 72 часов. Эта мера не дает гарантии, что пострадавший не заболеет клещевым энцефалитом. После введения иммуноглобулина, пациент должен в течение трех недель измерять температуру и при малейшей симптоматике обраться к врачу.