Анна Похилайнен «Сказки о незаметном». Проза
Кругленькая. Маленькая. Блестящая.
В небе много облаков. В одном из них она и жила, Капля. Среди бесчисленной армии водяных капель она отличалась лишь тем, что до сих пор жила в облаке. Многие ее друзья смотрели на нее свысока, потому что уже не раз путешествовали на Землю и обратно. Они рассказывали, что именно благодаря им напивалась земля, наполнялись океаны. Что без них появляются пустыни и умирают люди. Одним словом, именно от них зависела жизнь на этой планете.
Но Капля хотела сделать что-то значительно необычное для этой планеты и ее обитателей. Попросить совета она могла лишь у своего Великого Мастера-Капледела. Он не дал ей совета, которого она так ждала. Но пообещал, что если она решиться отправиться в это непростое, но увлекательное путешествие, то Он позаботиться о том, чтоб она смогла сделать что-то необычное для человека.
Прошло время. И вот Капля решилась упасть на землю.
Приземлилась она на стекло неприметного окна.
Ее подруги стали смеяться над ней, ведь она не смогла напитать землю или море, она не дала жизнь цветку и не напоила жаждущего.
Но тут к окну подошел немощный старик, чтоб посмотреть на дождь. Он был задумчив, но все-таки заметил каплю на стекле. Большую. Круглую. Блестящую. Наклонился ближе… и увидел в ней целый мир!
И действительно в Капле отражался мир. Это неожиданное открытие помогло человеку понять, что и он может отражать весь мир, несмотря на свою незначительность и немощь. Его лицо преобразилось, и от окна он ушел уже чем-то воодушевленный и обрадованный.
Капля не могла понять, как она повлияла на человека, но она почувствовала, что это именно то, о чем и говорил ее Создатель. Она напоила и напитала человека, а без нее он бы умер…
Это стало началом удивительно необычной жизни Капли. Еще не раз она, благодаря Великому Мастеру, освежала людей и дарила им в себе целый мир.…
*****
Тюбик клея жил на рабочем столе уже давно и довольно успешно помогал человеку в его работе. Но в этот день все было не так как всегда. Человек этого не замечал и пытался выдавить из него содержимое.
Работа стояла. Когда у мастера от напряжения заболели пальцы, он решил передохнуть. Тюбик все это время он держал перевернутым, и этого оказалось вполне достаточно. Его внутреннее богатство накопилось, и после этого мастеру даже не нужно было прикладывать усилия, как Клейчик щедро поделился своим липким сокровищем.
Когда проблема повторилась, мастер решил испробовать тот же метод и стал ждать, когда клей в тюбике накопится, но это не помогало. Клейчик упорно жадничал. Ему так хотелось, чтоб мастер понял, что на этот раз все серьезнее. Он хотел, чтоб мастер посмотрел, что мешает клею вырваться наружу. Может это препятствие, а может это произошло от того, что Клейчик долго стоял без дела или от неаккуратного обращения.
И только после того, как мастер стал более аккуратным и старательным, перестал забывать закрывать тюбик, научился справляться с препятствиями и ждать, работа больше не знала простоя…
*****
Безжизненная пустыня. Дневной зной и ночной холод. Земля противоречий. Именно там живет одна необычная травка по имени Чия. Хотя на самом деле ее зовут Вельвичия удивительная, но друзья могут называть ее просто Чия. Она необычайно проста и так же необычайно удивительна.
У Чии две руки (два листа). И маленькие ножки - корешки. Но она прочно стояла на них в любую погоду, даже когда падали другие.
Уже больше года длилась засуха, и пустыня просила дождя. Все, кто мог, ушел к воде; кто-то погиб под палящим солнцем. А Чия стояла стойкая и прекрасная. Ближе к утру ветер понес в пустыню капли росы. Каждую ночь он сменял гнев на милость. Но его милостью мог воспользоваться лишь тот, кто способен довольствоваться малым. Чия была именно такой. Она раскрыла свои бесконечно длинные, израненные и порезанные ветром руки навстречу ветру и жадно ловила каждую каплю росы. Она берегла и ценила этот нечаянный подарок до следующей милости ветра.
Сотни лет Чия живет там, где тысячи других погибают. Она не плачет, она трудится. Трудится для жизни и … для тебя
*****
Вы видели, как любуются птицами? Ими восхищаются, их ценят, о них заботятся.
Но об этой птице никто не заботился, ее топтали, и совершенно не замечали в своей жизни. А все, потому что она была всего лишь рисунком, образовавшимся на пошарканном полу одного дома. Десятки раз на день мимо нее проходили и дети, и взрослые. На нее постоянно что-то роняли и что-то проливали, по ней бегали и прыгали. Поначалу от всего этого ей казалось, что она в эпицентре событий и является частью этой прекрасной домашней суеты. Но время шло, а она так и оставалась незамеченной. Суета жила без нее. Она жила без надежды, что когда-нибудь взмахнет своими крыльями. Не могла она и уйти со своего нехитрого поста.
Но сдаваться птица не собиралась. И как-то она для себя решила - она не прорешь, а украшение, часть декора, необычная картина известного, но забытого мастера, фрагмент гениальной мозаики. От таких мыслей все выше и выше поднимался ее носик, все красивее становился ее простой точеный профиль и причудливее узор, обрамляющий ее как флорентийскую картину. Под ней даже появилась ветка, ставшая ее спутником и опорой.
Время шло. Очередные гости безразлично топтали ее, а птица твердила себе, что именно сейчас она является украшением и чьей-то тихой радостью. В какой-то момент птаха поймала на себе заинтересованный взгляд. Ею любовался кто-то из гостей. Для него она была как причудливое нерукотворное творение. В ней видели благородную птицу! Ей удивлялись и не понимали, отчего не замечали ее раньше.
Секрет этого чуда был прост - все, потому что сперва она увидела в себе такую прекрасную и удивительную птицу!!!
*****
Это случилось в мастерской одного старого художника.
В этот день он пришел к себе раньше обычного. Доставая ключ, художник вдруг услышал жалобный плач за дверью. Слова, которые он не без усилий смог разобрать тронули его доброе и впечатлительное сердце.
- Не утешайте меня, я действительно негодный! Я же смываюсь при первых каплях дождя… - это жаловался на свою тяжелую судьбу мел.
- Ну, что ты, мелок, смотри зато, какой ты разноцветный!! – утешали его друзья.
- Нет, этого недостаточно. Я так недолго могу приносить радость, я так слаб, легко ломаюсь… - не унимался плакса.
- Тебе еще повезло, ведь ты такой красочный и яркий!!! А я!? Посмотрите на меня, друзья, вот уж кому не повезло в этой жизни, так это мне! – отозвался уголек, - я же вечно черный!! Ну кто захочет иметь столько черного цвета рядом с собой!?? В моей жизни все в черных тонах.… Вот если бы я был цветным карандашом!!
- Скажешь тоже!? А ты знаешь, как мы недолговечны, - возмутились цветные карандаши, - да еще вдобавок мы не такие яркие как акварель, например! Вот уж кому везет в жизни, так это краскам!
- Что? Нам везет? – вступили краски,- да вы хоть знаете, что без кисти и воды мы вообще ничто!! А как долго нам приходится сохнуть?! Да мы вообще тут самые несчастные!
- А меня, наоборот, никак не сотрешь, - невпопад жалобно пропищала ручка, накатывая чернильную слезу.
- А мне, думаешь легче,- чуть ли не крича, заговорила тушь,- я-то растекусь, то вообще кляксой все испорчу! – и зарыдала в полный голос.
Этот плач подхватили все, каждый считал себя худшим и негоднейшим, самым несчастным и ненужным в этой жизни. У художника сердце сжалось до такой боли, что руки непроизвольно схватились за грудь. Сделав глубокий вдох, он решительно вошел в комнату, и сказал:
- Дети мои! Как мне больно слушать вас! Когда ваши сердца разбиты, то и мое сердце разрывается на части. Посмотрите на мои руки, они уже дрожат от старости, но благодаря вам, они могут писать все эти прекрасные картины. И только благодаря вам, они словно живые. Посмотри сюда, мелок! Смотри, сколько мягкости ты внес в этот пейзаж! Твои тона смогли отразить мир в его теплом свете. А сколько радости ты приносишь детям!? И даже если дождь смывает твои картины, то это лишь для того, чтоб ты мог написать новые!
Потом художник бережно взял в руки уголек.
- А без тебя, милый, я никак не смог бы написать эти прекрасные грозовые тучи. А вспомни, как мы с тобой занимались графикой? Ну, кто кроме тебя смог бы передать все благородство и простоту старых домов!? А как я делал бы без тебя свои эскизы?
- А вы, разноцветные друзья,- взяв в руки цветные карандаши, продолжил художник,- просто незаменимы, когда дело касается прекрасных детских работ! Ведь благодаря вам эти дети учатся раскрашивать свою жизнь. И сколько прекрасных вечеров мы провели с вами в обществе таких юных художников! И не забыли ли вы, дорогие мои, что некоторые из них стали весьма известными, благодаря вам!?
- Акварель!- позвал художник краски,- я так благодарен тебе, что ты всегда готова помогать мне в работе какие бы кисти я не брал! А помнишь, как однажды я писал картину голыми руками!? Кто поддержал эту сумасбродную затею!? И чья работа потом красовалась на выставке?! Твоя!
- Ну а ты, моя преданная писательница,- обратился он к чернильной ручке,- ведь только ты знаешь мои секреты и только ты посвящена в мои тайны и переживания. Ты первая, кто читает мои стихи. И ты способна сохранить мою жизнь для других именно благодаря тому, что ты обладательница прочных чернил. Ты творишь историю!
- Тушь, моя любимая тушь! – промолвил художник,- помнишь, как мы с тобой любили дождь!? Ну, кто сможет сделать его таким настоящим и картинным одновременно, как не ты!? Ты создаешь тайну, ты – моя иллюзия, моя осень, моя грусть…
Последним, к кому подошел художник, был ластик.
- Я не слышал твоего голоса, дорогой.
- Мне настолько стыдно, что лучше уж помолчать,- ответил ластик.
- Почему?
- Вы все что-нибудь создаете, а я…- договорить ластик не смог, слезы сдавили горло.
- А ты - единственный, кто способен исправлять мои ошибки!!- нежно сказал художник, наклонившись к ластику.
- П-п-правда!?- вскинув голову, почти шепотом спросил ластик.
- Правда, мой дорогой!- со слезой на глазах ответил художник. Повернувшись ко всем, художник раскинул руки, желая мысленно обнять все, что находилось в его мастерской. Слова сами полились из него:
- Дети мои! Вы мне помогли прожить счастливую жизнь! Вы радовали меня, когда жизнь огорчала меня! Вы веселили меня и понимали! Вы плакали и грустили вместе со мной! Вы подарили мне мир, который я до вас никогда не видел! Вы раскрасили мою жизнь всевозможными тонами и формами! Спасибо вам за то, что вы удостоили меня такой чести – трудиться с вами! Вы всегда будете в моем сердце!
Воцарилась такая тишина, что было слышно, как бьется сердце старого художника. Он не смог вынести этой тишины и развернувшись, ушел обратно в темноту. Слезы рвали его сердце, любовь выливалась из глаз. Спиной он ощущал взгляды из темноты, но не мог остановиться…Он выполнил свою миссию.
*****
Новая книга так прекрасна! Ее манящий типографский запах! Это запах приключений и чувств! Ее страницы девственны и чисты. Ни одна человеческая рука еще не окуналась в это белоснежное море. Взгляд читателя на такую книгу азартен и некоторое любопытство блеском светится в его глазах. И вот она теперь долгожданный трофей чьего-то пытливого ума. Книга готова подарить наслаждение своему завоевателю.
Но, справедливости ради, стоит отметить, что и от читателя многое зависит. Его настрой может определить, сколько наслаждения он получит, читая ее. И лишь человек вдумчивый, неторопливый сможет увидеть написанное между строк. Ему не будет трудным вернуться к отрывкам, достойным особого внимания или местам, которые, возможно, требуют более тщательного обдумывания. Только так по крупицам для него откроется мир, доселе неведаный его воображению. Особенно эти соображения верны для книг особых, способных стать человеку другом. Вот об этом и пойдет речь…
В книжной армии на одной полке стояли совершенно разные книги. Но мы понаблюдаем лишь за некоторыми. Вот, например, легкая пьеса о вечной любви, недавно вышедшая в печать. А здесь уже видавшая жизнь книга о тайнах человеческих сердец. Или вот, примечательная во всех отношениях массивная энциклопедия. В этой библиотеке книги часто развлекались неким подобием игры, стараясь угадать, кого следующего возьмут с полки.
В эти дни в доме было полно гостей, поэтому многие имели шансы быть замеченными, а если повезет, то и прочитанными. Ну, а предел книжного счастья – быть подаренной гостю, став его другом!
Заходили гости в библиотеку ближе к вечеру или в пасмурные дни. Ёрзая на полке от волнения, каждая книга пыталась казаться приметнее. Но исход, в конце концов, определялся вкусом и потребностью читателя.
Мужчина, вошедший в комнату, сразу привлек внимание всех. Видно, что к выбору он подходит скрупулезно. Он перелистал массу разных книг. Дольше всех в его руках пробыла новоиспеченная пьеса. Гость прочитал первые строки, заглянул на последние страницы, обратил внимание на дату издания. Не без удовольствия вдохнул аромат свежей бумаги. Последнее и решило судьбу книги. Взятая ради своей новизны, она быстро утратила свою привлекательность уже после нескольких глав. Попробованная на вкус читателем, не знавшим своих интересов, она была заброшена. Она стала еще одной прочитанной, вернее, пролистанной книгой в его коллекции.
Следующим посетителем библиотеки оказался очень молодой человек. По его взгляду, брошенному на полки, было очевидно, что он ищет что-то определенное. И вот его взгляд с удовлетворением заметил энциклопедию. Остальные книги уже хотели порадоваться за свою подругу. Но молодой человек небрежно выхватил книгу, даже не прочитав ее названия. Стало понятно – ее берут не для чтения. И действительно, книга, так много способная дать человеку, стала лишь хранителем будущего гербария. Такому человеку скорее подошло бы слово «потребитель», а не «читатель».
Последний гость, зашедший за книгой, не спешил делать свой выбор. Сначала он потратил немало времени, чтоб просмотреть все полки, лишь взглядом ощупывая содержание книг. Видно, что он хотел сделать обстоятельный выбор, чтоб не зря потратить время на чтение. Отметив для себя несколько книг, он неторопливо просмотрел заглавия, почитал «аннотацию» и, сделав выбор, унес с собой книгу о тайнах человеческих сердец. Обратно эту книгу так и не принесли. Позже по библиотеке прошел слух, что книга была подарена тому гостю. Ходили также толки о том, что она даже стала его настольной книгой. Каждый раз, читая ее, он открывал все новые и новые грани. Она стала бесценным бриллиантом для своего хозяина не только благодаря своему содержанию, но и потому что оказалась в умелых и восприимчивых руках. Ее хозяин хотел открывать ее заново. Он смаковал ее, принося тем самым книге истинное удовлетворение.
*****
Судьбы цветов, как и людей, бывают разные. Жизнь одного может быть солнечной и безоблачной, а существование других наполнено мраком и обманом…
Темнота. Мрак. Мысли путались: «где я? Кто я?». Тишина и чувство одиночества угнетало все сильнее и сильнее.
Вдруг вспыхнул свет. Зажглась лампа. Свет был где-то далеко, но казалось, вот он источник жизни цветка. Осталось лишь протянуть к нему руки. Цветок развернулся к свету, инстинктивно руки сами стали тянуться вверх. Цель казалась все ближе и ближе. Но вдруг мрак оборвал мысли. Тьма наполнила все кругом.
Руки опустились, все потеряно, жизни нет, света нет. Смятение, попытки разума объяснить случившееся – это теперь занимало все мысли цветка.
Но неожиданно возник новый всполох света, теперь уже на другом конце его маленького дома. С блеском надежды, с детской радостью чего- то вновь обретенного цветок кинулся навстречу свету. В руках появилась сила, и листья вслед за стеблем стали тянуться к новой цели, к новой жизни. Лепестки цветка от стремления ввысь почти сложились в бутон, напряжение делало его выше и красивее. Но все оборвалось с новой волной тьмы.
Мрак давил глыбой, страх изъедал изнутри. «Беспросветное существование – мой удел!?». Эта мысль с каждым мгновением становилась скорее утверждением, чем вопросом и постепенно стала пульсом его жизни. Движения тела стали беспорядочными. Нервное напряжение метало его из стороны в сторону, как беспощадная буря хрупкую лодку у каменистых берегов.
Свет! Глаза цветка отвергали его. «Все иллюзия! Обман!»,- убеждал себя несчастный. Но свет не гас, маня цветок к себе. С осторожностью и опаской сначала он повернул голову. Светит. Следом - стебель, за ним вяло потянулись и листья. Лепестки были опущены, взгляд исподлобья, в глазах дрожала росинка страха и недоверия. Но свет продолжал светить. Постепенно это придавало все больше и больше сил. Но движения цветка стали тяжелыми и нервными, хоть и не без тени надежды…
Мрак!! «Кого я обманывал!? Нет света! Нет жизни!». Закрыв лицо руками, цветок хотел, чтоб тьма стала еще чернее, чтоб она стала его могилой…
Взрыв света! Цветок уже не двигался. «Это мое больное воображение! Это агония!». Но свет продолжал освещать жизнь смертника. Много времени прошло, прежде чем он осмелился поднять голову. Глаза не удалось открыть сразу из-за необычайной яркости света. Когда глаза немного привыкли, увиденное ошеломило его! Над ним светила самая огромная лампа, что ему доводилось видеть в своей жизни. Но тянуться к ней он не собирался. Запутанный мыслями взгляд упал на тень, лежавшую рядом. Это было ужасное зрелище – корявая, черная, с поникшими руками и головой, словно раненный зверь она была пропитана страхом и болью. Лишь когда цветок захотел коснуться ее, он понял, что это его собственная тень! Жизнь изуродовала его…
Безвольное растение стояло, пригреваемое солнцем. А светило согревало его со всех сторон, посылая влагу облаков, бриз морей, прохладу вечера. Оно не исчезало из его жизни, как любой другой до него. Своей любовью и терпением постепенно оно вернуло к жизни прекрасный цветок. И пусть на это ушло много времени, пусть цветок никогда не станет ровным и ладным – это было не главной целью могучего Светила. Вернуть жизнь, доверие, радость, стремления, разжечь любовь - это было куда более великой победой! И пусть этот цветок не будет похожим на тех, кто с самого начала имел счастье расти под солнцем, но он станет украшением этого мира, символом стойкости и жажды жизни!
2011-2012